среда, 27 сентября 2017 г.

О воспитании патриотизма

Мне всегда сложно говорить о патриотизме. Потому, что я считаю, что парад "войск" учащихся школы - это не есть воспитание патриотизма. Потому, что я считаю, что встреча с ветераном, рассказывающем о том, как хорошо было при Сталине, как новая власть испортила нашу страну, СССР, как замечательно было при советской власти - это не есть воспитание патриотизма. Потому, что я считаю, что Уроки Мужества (с тематикой прошлого) не воспитывают патриотизма - нельзя постоянно оглядываться назад.
А сегодня я прочитала замечательную статью на Логотип  О воспитании патриотизма Марии Маховой.
Патриотизм – это желание в будущем сделать так, чтобы не было войны. Чтобы не было солдат и автоматов. Патриотическое воспитание – это воспитание мира в душе. Воспитание души, в которой будет музыка.
Копирую себе всю статью
– Меня спросили: у вас есть на уроках темы, связанные с патриотизмом?
– Все. – ответила я. – У меня ВСЕ темы связаны с патриотизмом.

– Ну как же? – последовал вопрос. – Например?
– Любая. – сказала я. – Воспитать человека думающего и свободного – это и есть патриотизм и любовь к отечеству. Воспитайте честного человека, и он завтра не пойдёт грабить свою родину. Привейте ему чувство ответственности – и ему будет стыдно завтра работать на двойку, чем бы он ни занимался – будет ли он ставить двери или снимать кино. Любить книги, музыку, свой язык – это патриотизм. Любить свой город, не кидать мусор мимо урны – это тоже патриотизм. Уметь прощать и принимать, не бояться говорить прямо, уметь разрешать конфликты, видеть прекрасное, верить в лучшее – это и есть самое что ни на есть патриотическое воспитание.
– Это всё понятно, – сказали мне. – Но мы немного о другом…
– Если в юном человеке будет жить любовь и творчество, он никогда не пойдёт убивать и грабить. – ответила я. – Мне всё равно, за сколько времени он соберёт автомат или пробежит стометровку, мне всё равно, умеет ли он одевать противогаз. Он может каждый год под нашим руководством ходить и возлагать цветы к памятнику Солдату-Победителю и писать сочинения в школе на тему любви к Родине, – но воспитает его не это. Воспитают его честные ориентиры. Высокие мысли. Стремление сделать мир лучше.

Патриотизм – это не желание стать солдатом.

Патриотизм – это желание в будущем сделать так, чтобы не было войны. Чтобы не было солдат и автоматов. Патриотическое воспитание – это воспитание мира в душе. Воспитание души, в которой будет музыка.
….
…Но почему-то получается так: всё, что связано с армией или с войной, это и называется патриотизмом. С борьбой, с учениями, с военными играми, с рассказами о стране-победителе…
Я не против, пусть.
Но не здесь, не у меня.
О нет, мой непредсказуемый и волшебный мир, у тебя и так достаточно материала для Урфина Джюса.
И я тебе их не отдам.
Пусть выращивают цветы, поют песни, пишут стихи, доказывают теоремы.
Заводят семьи, рожают детей, сажают деревья.
Но пусть не идут на войну.
В этом и заключается мой патриотизм и любовь к Родине.
Огромная и сочувственная любовь.

Мария Махова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Блоги, которые я читаю