суббота, 28 сентября 2013 г.

Домашние задания

Проблема домашних заданий стоит не только в старшей, средней, но и в нашей, начальной школе.
Первый класс: домашние задания задавать нельзя! Но как научить ребенка читать, если дома с ним читать не будут? Писать, если дома даже с малышом не рисуют? Кто подскажет? Причем здесь домашние задания? Притом, что многие родители считают: есть домашнее задание - будем выполнять (и выполняют!), нет д.з. - "Пусть маленький отдыхает!" (а заодно и мама отдохнет). Какой-то замкнутый круг получается.
С другой стороны, знаю учеников начальной школы, которым на дом задано то, что не успели пройти в школе на уроках. Дописать страницу прописи (на уроке строчка-две, дома строчек 5 - 7), выполнить задания в рабочей тетради по математике (разворот). Рассуждения: хотят родители, чтобы ребенок хорошо учился - все выполнят дома, а на нет - и суда нет, будут вам заслуженные тройки-двойки.
Проблема общая. Что делать? Может здесь есть подсказка? Разговор, конечно, о старшеклассниках, но и началка порой так мудрит! А самое главное:
Одним словом, давайте честно оценим возможности школьника и откажемся от мысли, что все основы знаний можно и должно вложить в наших детей. 


воскресенье, 22 сентября 2013 г.

О самостоятельности

Мы все хотим видеть наших детей (и родных, и учеников) самостоятельными.
А в чем заключается эта самостоятельность задумываемся? Не вообще, а конкретно, что мы хотим от ребенка? Да по большей части, чтобы он нас слушался, делал как мы сказали и много не рассуждал. Это же так удобно! Но тогда и жаловаться не надо на не сделанные уроки ("Без меня не садится"), на не убранную квартиру ("Ты же не сказала, что и тут надо убрать"), на ...
А по-настоящему самостоятельный ребенок очень неудобен: на все есть свое мнение (это плохо?).
Самостоятельный ребенок " при ближайшем рассмотрении это не так-то уж удобно – независимый, принимающий решения ребенок".
Во-первых, он непослушный. Вредный даже – еще с малых лет. 
Во-вторых: у самостоятельного всегда много желаний, просьб, планов, замыслов. Даже чересчур.
И главное:
В общем, самостоятельные дети с неба не падают. Это надо уметь дожидаться – а сплошь и рядом родительское нетерпение. Уметь прикинуть перспективу – а нам бы все разрулить сиюминутно. Поменьше вмешиваться. Не подменять его действия своими. И, знаете, лениться. Я заметил, что активные, бойкие мамы, как правило, до добра не доводят…(Владимир Казанцев)
Почитайте "Первое сентября", № 15, 2013 

пятница, 20 сентября 2013 г.

Оценки, отметки

В этом году администрация школы решила, а педсовет утвердил, что наши второклассники будут аттестовываться с 1 сентября. Радует, и очень сильно, что мы с ребятами уже в 3 классе. И дети психологически доросли до отметок, хотя я бы эти "циферки"  еще год не ставила.
В прошлом году:
Е. перед каждой контрольной плакала (ребенок любимый, дома не ругают, но боится, что не получится), я объясняла, что можно переделать, пока не будет на высший балл;
В. замыкалась, кажется, что вся в клубочек сворачивалась, чтобы не спросили, тетрадь, образцовую, не взяли, и, не дай Бог, ошибку не нашли (а ошибки были);
Я. обычные работы выполнял быстро, верно, аккуратно, но при появлении тетради для контрольных или листочка с заданиями, все знания-умения пропадали;
О. так долго и основательно читал все задания, что к концу урока успевал сделать только 1 - 2 из 5;
Д., наоборот, быстренько, через слово, читал, еще быстрее, через букву, писал и очень собой довольный начинал крутиться и улыбаться (а какая у него улыбка!);
К. самостоятельно мог работать от силы 15 минут, далее отвлекался, забывал, что делал, в итоге ничего не успевал, о почерке лучше не вспоминать.
Можно продолжить, у каждого какие-то проблемы.
К 3 классу нервная система укрепилась, результаты трех недель обучения радуют ребят, родителей и меня. А если бы мы аттестовывались во 2 классе? Потеряла бы и Е., и К., и Д., и ... Зачем стараться, если все равно "3"?
Вот я и думаю, с чего бы это заставили аттестовывать 2-й класс? Кому это надо?
P.S. Наверное тому, кто считает, что презентация и видео-фильм к уроку не являются цифровым образовательным ресурсом, а интерактивный плакат таковым является. Спорить не стала,  ушла молча.

вторник, 17 сентября 2013 г.

Презентация к уроку русского языка "Восстановление деформированного текста"

Послезавтра у нас урок развития речи. Будем восстанавливать деформированный текст.  Все конспекты уроков есть на сайте "Школа 2100", с презентациями дело обстоит гораздо хуже. Вот и решила я сделать мультимедийное сопровождение к уроку № 14. Загрузила на Google Диск, картинки "поплыли". Загрузила всю папку на Яндекс.Диск. Можно посмотреть, что у меня получилось с "поплывшими" картинками. Понимаю, что презентация далека от совершенства (за один вечер сделана:)), но вдруг кому пригодится? Если будут замечания по скаченному материалу, пишите!


четверг, 12 сентября 2013 г.

"Все живут на выдохе, а Попов на вдохе" (с)


Казалось бы, лицей дает результат: дети побеждают на международных олимпиадах, поступают в престижные университеты, родители стремятся "устроить" детей в лицей. Что еще нужно? Какой результат? Тогда почему так?

Про директора челябинского лицея № 31 Александра Попова говорят так: он всех бесит и раздражает, он неудобен и перпендикулярен, но выдает результаты на-гора. В рейтинге российских школ лицей занимает третье место. Новый учебный год директор встретил в качестве фигуранта сразу двух уголовных дел: о взятке и о нанесении пощечины. Местное педагогическое сообщество встало за коллегу горой. С их подачи известие о том, что строптивого директора кошмарят правоохранительные органы, попало в топы федеральных новостей. Но сам Попов открыто заявляет на всю страну, что он преступник. И считает, что по-другому просто нельзя

воскресенье, 1 сентября 2013 г.

С Праздником!

С Праздником, дорогие коллеги!
 Очень хочу, что бы наших детей и внуков в школе встречали Учителя, а не люди, случайно попавшие в школу.


Наши цели просты, но велики,
Трудный путь, духовным светом озаренный,
Мы – учителя, и няни, и врачи,
Даже мамы мы порой в начальной школе.
И хотя несовершенен этот мир,
Держим планку в классе мы высоко,
Можем даже души исцелить,
Словно рыцари без страха и упрека.
К судьбам бережно должны мы отнестись
И конфликты разрешать, а их немало.
Нашим детям мы по-разному нужны –
То как мамы, иногда – как генералы.


Блоги, которые я читаю