вторник, 28 августа 2012 г.

Риторический вопрос, обычный ответ

Сегодня был районный семинар учителей началки. Что нас интересует? Как писать программы и планирование.Сколько колонок, что записать. Почему необходимо заполнять эту сложную таблицу? Для чего и зачем?
Нам объяснили как заполнять. А зачем? Чтобы проверяющие могли сразу увидеть, всё ли вы отразили в своей программе. Опять вопрос: зачем программы переделывать? Ответ: чтобы проверяющие ...  И далее аналогично.
Неужели кто-то думает, что если учитель заполнит все эти таблицы для проверяющих, он будет лучше работать? Или, если я запишу характеристику деятельности учащихся в КТП, то урок пройдет на более высоком уровне?
Было время, конец 80-х - 90-е годы, когда ни КТП, ни программы, ни даже поурочное планирование мы НЕ писали, если у нас была методичка по предмету. В методичке расставляли даты. А поурочное планирование тоже было в книге. До сих пор у меня есть старый букварь и методичка к нему - все исписанные, исправленные, с пометками на полях!
И когда первый раз сказали, что нельзя даты в книге ставить, нужно делать КТП (переписать из книги), на вопрос: Почему?, ответили: Вы же методичку для проверки не сдадите?
Уроки продумывать некогда - заполняю таблицы и пишу характеристику деятельности обучающихся. Эх!

воскресенье, 26 августа 2012 г.

Что же воспитание?

Всё больше и всё чаще говорим о воспитании. Планы пишем, классные часы тематические проводим. Что еще? Да, мероприятия разные. Не люблю я это слово - "мероприятие", когда-то давно прочитала: "Мероприятие - меры приняты". Так вот, меры к воспитанию принимаем. А каков он, человек воспитанный? Прочитала  статью Владимира Ланцерга.

А что же воспитание? Что это такое?Обученный действует правильно, потому что ему объяснили и он понял.Дрессированный - потому что помнит о наказании. Боится. Его учитель - страх.Воспитанный иначе действовать не может. Первые два могут, если ситуация прижмет и наказание не грозит, а этот - просто не в состоянии.
Можно спорить и обсуждать содержание статьи. Но с тем, что только воспитанный человек  поступает правильно, потому что иначе не может, не поспоришь. И сразу вопрос: а много ли по настоящему воспитанных людей? А сама? А дети?
Успокаивает, что не могу я детей дрессировать. Уже хорошо.
Кажется, по большей части мы обучаем. Так что же такое воспитание? Как получаются воспитанные люди?

вторник, 14 августа 2012 г.

Новая форма рабочих программ

Работали мы работали два года, писали программы, а весной узнали, что с 1 сентября все рабочие программы по внеурочной деятельности должны быть оформлены по-новому. Мы, конечно, очень обрадовались! Чем же еще летом заняться? Переделыванием программ! Тут хоть плачь, хоть смейся, а делать надо.
Побеседовали мы с завучем и решили, что следует оформить "как положено" наши занятия проектной деятельностью. Т.е. написать программу по форме. Вот уж я голову поломала, если основной постулат - Тема выбирается детьми, или согласуется с детьми.
И вчера ночью что-то получилось (а до этого месяц мучений). Скачала 5 программ "Проектной деятельности младших школьников". Где-то на третьей поняла, что коллеги опираются на какую-то книгу (куски текста одинаковые), которой у меня нет. Но и ни одна из программ не соответствовала предложенной форме. Составила я свою программу беззастенчиво цитируя коллег и неизвестного мне автора, ориентируясь на Краснодарские рекомендации и, главное, на знания, полученные на мастер-классах по организации сетевых проектов. Старалась, чтобы была возможность составить планирование и для учителя заинтересованного в сетевых проектах, и для учителя, занимающегося учебными, обычными, проектами. Как могла  "защитила" и себя, и коллег:

Объем курса 270 часов (1 класс – 66 часов; 2 – 4 классы – 68 часов). Занятия проводятся по мере участия обучающихся в проекте в нетрадиционной форме – крупными блоками «интенсивами»: 3 - 4 раза в неделю малыми группами, индивидуально. После завершения и защиты проекта следует перерыв в занятиях для  составления плана проекта,  формирования следующей группы участников. Темы проектов формулируются, учитывая   интересы учителя и учащихся, уточняются после беседы с детьми. Учитель при составлении плана проекта руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. Рекомендуемая продолжительность проекта 1 – 4 недели. В зависимости от продолжительности проекта планируется количество часов на каждый модуль.
Программа и рекомендации Краснодарского края ЗДЕСЬ. Если кому-нибудь пригодится, буду рада. На ИКТ в начальной школе выставить не могу - не знаю из какой книги коллеги брали куски текста (я эти фрагменты тоже использовала :))

PS. Просмотрела  ленту G+ , сообщение Елены Чулихиной ПОСТУЛАТЫ ОТ МАРИИ МОНТЕССОРИ. Перепостила  Вот что надо учить, понимать, принимать. И думать, думать, как учить детей 21 века. А мы программы переоформляем...

вторник, 7 августа 2012 г.

Чем заняты дети на уроке?

Сделала в "Начальной школе" перепост из ЖЖ  "Чем заняты дети на уроке?" Татьяна Сергеевна спрашивает: "Где же выход?"  Решилась прокомментировать некоторые моменты, исходя из своего опыта. Не всегда у меня получается так, как хочется, как считаю нужным.  Но мои дети вырастают "неудобными" - не дают себя в обиду - не позволяют кричать на себя, не сидят просто так, без дела,  на уроках, уверены, что все они - Личности. Итак ...
 1. Общая организация процесса
Вошли, сели, успокоились, повозились доставая всё что нужно, убирая что не нужно, угомонились, сосредоточились на учителе – две-три минуты.
Так только в первом полугодии 1 класса (но и урок в 1 классе 35 минут, а в остальной школе 40 минут; 5 минут как раз на подготовку к следующему уроку). Со второго полугодия урок начинаю через 30 секунд после звонка (дойти-добежать до класса тоже нужно:)) Открыли тетради, пишем число, и далее по плану. Опоздавшие заходят тихонько, садятся на свои места, причину опоздания выясняем на перемене.

Август, август ...

Август летит-торопится. Вот уже и ночи прохладнее - можно спать с открытым окном, а не с кондиционером:) И всё чаще мысли о школе, детях, родителях детей. Да и школьная администрация напоминает: ".... августа приемка школы. У вас всё готово? А программы есть? Проверьте папочку (две огромно-толстые папки-наполнители) по ФГОС. Там все приказы собраны?" А "папочка" с ООП НОО опять должна быть сложена по-новому, в три раздела. Вот не пойму разницу:(  Хорошо, в субботу проверю, переложу. Чем бы я в субботу занималась? Правильно, в школу родную пора - август!
Как начинаешь о работе думать, так всё больше нужного в сети попадается. Вот и сегодня встретила перепост, очень актуальный.

От чего необходимо отучиться родителям
Эдна Сэксон

1. Обучение лучше всего измеряется оценкой.
2. Результат более важен, чем процесс и прогресс.
3. Дети должны быть защищены от любого вида неудачи.
4. Интернет опасен для детей.
5. Родители и учителя должны обсуждать школьников без присутствия учащегося.
6. Домашнее задание – существенная часть обучения.
7. Школа ответственна за все образование ребенка.
8. Интересы Вашего ребенка – единственный приоритет.
9. Обучение в настоящее время такое же как, когда Вы посещали в школу.
1o. Обращайте внимание на (и фиксируйте) недостатки Вашего ребенка, а не их успехи.
Распечатать, раздать родителям, поговорить о целях обучения в школе вообще, в нашем классе в частности.
Здесь и для учителей настольная записка - под стекло и рабочий день с чтения ее начинать:

От чего необходимо отучиться учителям 
1. Учителя знают на всё ответы.
2. Учителя должны управлять классом.
3. Учителя ответственны за обучение.
4. Школьники обязаны уважать учителей.
5. Обучение может быть измерено оценкой.
6. Учителя должны планировать вначале действия и затем оценивание.
7. Ученики должны спокойно сидеть и слушать.
8. Интеграция технологий является факультативной.
9. Классный журнал способствует обучению.
10. Домашнее задание – существенная часть обучения.

Кстати, года полтора назад не понимала, как это - сначала план оценивания, а потом действия. Цель - вопросы - план оценивания (формирующее и итоговое) - действие.
Основная задача в начале учебного года - убедить родителей в ненужности отметок. Главный аргумент родителей: " А нам так привычней". Создадим новую привычку - формирующее оценивание.
Скоро в школу, коллеги!



воскресенье, 5 августа 2012 г.

Праздник, который пока с тобой

Очень важное напоминание перед учебным годом (источник) от Януша Корчака:


- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что–то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.


Может, распечатать и раздать родителям на первом собрании?

пятница, 3 августа 2012 г.

Успехом и уверенностью в себе можно делиться

Весть, которую несет нам автор, проста, как все гениальное: человек реализованный, человек, нашедший выход своему творчеству, может быть щедрым. Успехом и уверенностью в себе можно делиться. На самом деле, в этом и есть смысл нашего «рисования» – поддержать другого, вдохновить его на то, чтобы и он оставил свой след на листе бумаги.
Перешла по ссылке из g+ подписки Валентины Тарасенко, почитала и поняла, что не могу не перепостить. Да и весь сайт Папмамбук просто замечательный.


Учительница, которая умеет видеть
Учительница у Питера Рейнольдса – это очень хорошая, понимающая учительница, действующая по принципу: «Ребенок должен непременно получить опыт успешной творческой деятельности. Только так он поверит в свои силы и захочет делать что-то дальше».
Книга начинается с ситуации, когда девочка по имени Вашти отказывается рисовать на уроке. Урок уже закончился – а перед Вашти лежит белый лист бумаги. Вашти считает, что не умеет рисовать. И шутка учительницы («О, белый медведь в снежной буре!») только злит девочку.
Тогда учительница предлагает Вашти оставить на бумаге какой-нибудь след – любой, какой ей нравится. Девочка с некоторым раздражением хватает карандаш и ставит в центре листа точку.
Учительница подписывает этот «след», вставляет рисунок в рамочку и вывешивает на стену. Это совсем не смешно. И в книге над этой «нелепой» картиной никто не смеется.

Август

"Скоро осень, за окнами август".
 Июнь - время планов и приятных ожиданий от лета. Июль - борьба с жарой и с зависанием Интернета (опять-таки от жары). Август - всё, скоро в школу. И счастье, что куда-то выезжали - это и есть время отпуска: неделя, две, три - кому как повезло.
А сегодня опять жарко, даже Яндекс перегрелся. За окном в тени термометр показывает +34.

Собственно по этому поводу и решила написать пост.
А с другой стороны, написан пост - я вернулась в блог! "Скоро осень, за окнами август"!
ЗЫ: в 17.50 Яндекс проснулся, тоже +32!

Блоги, которые я читаю